Взаимодействие логопеда с родителями
Логопедические занятия включают в себя два обязательных этапа: формирование необходимых речевых умений и навыков (исправление дефектов) и их закрепление. Чаще всего они проходят параллельно, что важно для успешной коррекционной работы. При этом логопед дефектолог подключает к процессу родителей ребенка. Чем родители могут помочь специалисту?
Кто такой ответственный родитель?
Развитие речи ребенка изначально происходит в тесном взаимодействии с родителями. Малыш смотрит на них и повторяет за ними все действия. Такое подражание является безусловным рефлексом, поэтому и артикуляцию, и звуки ребенок проговаривает инстинктивно, глядя на взрослых. С развитием речи рефлекс постепенно ослабевает, но проявляется каждый раз, когда родители акцентируют внимание малыша на своих действиях. Вот почему логопеды часто привлекают родителей к занятиям по коррекции речи: выполняя домашние задания вместе с близкими и родными людьми, ребенок стремится выполнять всё правильно, как взрослые!
Есть и другой момент. У некоторых взрослых также есть недостатки речи — слишком быстрая речь, шепелявость, дизартрия или другие нарушения. Даже в незначительном проявлении они сказываются на речи ребенка. В этом случае совместное выполнение домашних коррекционных заданий помогают взрослому следить за своим произношением, а ребенку закреплять, полученные во время занятия с логопедом, навыки.
Ответственный родитель должен понимать, что он не сторонний наблюдатель, а активный помощник в длительном (если речевые нарушения запущены) деле преодоления речевых дефектов своего ребенка.
Что нужно для работы над домашним заданием?
Каждый логопед имеет свои методики работы с детьми и с его родителями. Но есть определенный минимум инструментов, которого придерживаются практически все специалисты.
Один из основных предметов коррекционной работы над речью ребенка дошкольного и школьного возраста является тетрадь. В неё записываются упражнения, стишки, вносятся рисунки. Так как дети любят всё красочное и легче усваивают наглядный материал, то тетрадь должна быть яркой и привлекательной, даже если она в первую очередь нужна самим родителям.
Внутри тетрадь делится на разделы (можно с помощью цветных вкладышей): каждый предусматривает работу над отельными навыками. На обложку приклеивается конверт для карточек с заданиями. Такая тетрадь является хорошим подспорьем для родителей и в настоящем, и в будущем, так как можно будет периодически возвращаться к ней, чтобы повторить какое-то упражнение.
Кроме того придется обзавестись папкой для картинок с файлами. Она пополняется по мере прохождения детьми новых слов. На заданную лексику родители вместе с детьми рисуют сами или вырезают готовые картинки. Если второй вариант, то изображения наклеиваются на картон. В дальнейшем по собранным картинкам логопед-дефектолог проводит речевые игры.
Остальной инструментарий — палочки, игрушки и т.д., привлекается в зависимости от возраста ребенка.